Культурологические статьи
Человек-загадка
Тарханы -2022
Эти стихи я написал и прочитал в июле 1995 года на Лермонтовском празднике в Тарханах. Руководитель писательской группы, советник Ельцина Анатолий Приставкин сразу же помчался к местному начальству с оправданиями, мол, провокатор Поляков - самозванец, он не из делегации, его лично пригласила директор музея Тамара Мельникова, с нее и спрос. Мол, больше подобный патриотический бред не повторится. И точно: члены группы Евгений Рейн, Фазиль Искандер, Александр Кабаков, Инна Кабыш держались строго в рамках общечеловеческих ценностей. Но тогдашний губернатор Пензенской области Анатолий Ковлягин потом подошел ко мне, пожал руку и сказал примерно следующее:
- Очень рад, что среди столичных писателей есть не только приспособленцы, но и патриоты. Спасибо за Вашу позицию! Она нам здесь очень близка…
2 июля этого года я вновь прочитал эти стихи на забитой до отказа людьми легендарной тарханской поляне. Хотя прошло почти тридцать лет, мое давнее стихотворение было снова встречено с бурным сочувствием. Кстати, и нынешнему губернатору Пензенской области Олегу Мельниченко эти строки тоже понравились. Вот они:
Растрачена святая сила,
Победный изветшал венок.
И мнится: кончилась Россия…
Но Пушкин, Лермонтов и Блок!
Они всегда повсюду с нами,
Врачуют тех, кто изнемог,
Укрыв небесными крылами,
Вновь – Пушкин, Лермонтов и Блок.
Лукавят ложные мессии,
А нам опять урок не впрок,
Но сердце помнит: у России
Есть Пушкин, Лермонтов и Блок!
Считает серебро Иуда,
Но мелким бесам невдомёк:
Россию не сломить, покуда
Есть Пушкин, Лермонтов и Блок!
1995
Новое платье отечественной литературы
В издательстве «Прометей» вышел уникальный сборник «Проклятые критики. В помощь преподавателю литературы». Эта книга дает возможность по-новому, без розовых очков взглянуть на нашу современную словесность. Юрий Поляков в своем предисловии с характерным названием «Новое платье отечественной литературы» пишет, имея ввиду распад критического цеха: «…Сложившееся положение вещей губительно сказывается на уровне отечественной словесности, ибо, объявляя «шедевром» очевидную творческую неудачу, мы не только сбиваем с толку молодых авторов, искажая шкалу ценностей, но и расхолаживаем опытных литераторов, девальвируя само понятия «мастерства». Кроме того, в нелепом положении оказывается читатель, он не может получить объективный отзыв о книге, которая ему всячески навязывается, в том числе и с помощью безосновательных премий, вроде «Ясной поляны», «Букера» или Большой книги». Не позавидуешь тут учителям-словесникам и преподавателям высшей школы, не имеющим возможности опереться на консолидированное мнение «критического цеха». Ситуацию старается хоть как-то исправить академическая наука, но она традиционно – удел немногих: и в смысле написания трудов, и в смысле их прочтения…
Однако не все так уж безрадостно. В нашей критике есть ряд авторов, которые стараются, вопреки навязываемой ангажированности, оценивать текущий процесс «поверх барьеров», что понастроены вокруг «литературных гетто». Да, такая позиция требует гражданской смелости и определенной жертвенности, чем, кстати, всегда и отличались настоящие властители дум от лукавых приспособленцев и профессиональных выгодополучателей.
Мой 41-й
Готовя поэтический том 12-томного собрания сочинений, я с удивлением обнаружил, что у меня, оказывается, посвящено 1941 году более десяти стихотворений, сочиненных в основном до середины 80-х. Многие написаны в 1976-77 в Группе советский войск в Германии, где я служил солдатом-артиллеристом. В этом июне я вновь побывал в тех местах, в Олимпийской деревне на окраине нынешнего Берлина.
Русский Калаф
Смерть Василия Ланового – это не просто огромная потеря, боль которой утихнет не скоро. Мы не просто лишились блестящего актера, мастера старшего поколения, к чему за этот жуткий «ковидный год», как ни чудовищно звучит, уже почти привыкли. Уход Ланового - это нечто большее, это утрата одного из последних живых символов, связывавших нас с великой советской эпохой, высочайшей культурой того времени.
Талантлив навсегда!
Меня всегда удивляло, насколько современники не чувствуют настоящего масштаба и значения тех великих людей, с которыми им посчастливилось близко сойтись и общаться. Особенно это распространено в творческой среде, прежде всего — в литературе, где обращение: «Ну что, брат Пушкин?» — слышишь в разных вариациях на каждом шагу. С точки зрения психологии творчества тут все понятно: если человек, пишущий в рифму, признается себе в том, что он, раб цезуры, водится по-дружески с великим поэтом, — ему очень трудно в дальнейшем будет сочинять стихи. Сами подумайте, зачем разводить пионерский костерок у подножья извергающегося вулкана?
СЛОВО, ЦИФРА И БУШУЮЩАЯ НАГЛОСТЬ
Я захожу в дом книги, надеваю маску и сразу за турникетом буквально натыкаюсь на стенд «Современная классика», снимаю с полки роман, увенчанный всевозможными премиями, раскрываю наугад...
Статья опубликована 24 сентября 2020 г. в газете "Культура" №9 (8181)
Зона непримиримости
Иногда писателям приходится отстаивать свои принципы в эпистолярном жанре. Возможно, когда-нибудь я соберу мою боевую переписку в отдельный том, а пока вот вам один из эпизодов эпистолярной идейно-эстетической борьбы начала 21-го века.
Жертва поспешного обновления?
В прошлом номере «Аргументов недели» была опубликована статья «Куда марширует Театр Армии?» известного драматурга и критика Татьяны Москвиной. Она высказывала опасение, что уход Бориса Морозова с поста главного режиссёра ЦАТРА может плачевно сказаться на судьбе прославленного творческого коллектива. Сегодня эту «кадровую новость» комментирует член Общественного совета Министерства обороны, прозаик и драматург Юрий ПОЛЯКОВ, чья пьеса «Одноклассники» в блестящей постановке Б. Морозова вот уже второе десятилетие с успехом идёт на сцене ЦАТРА.
Ежегодная премия «ЛУЧШИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ НЕГР» имени Александра Дюма-отца
До чего только не додумаешься, тоскуя в самоизоляции, если не пишется и даже не читается. Снимешь с полки Толстого, углубишься и вновь убедишься: вот гений, хоть и отлученный! А ведь в наши дни Лев Николаевич даже премию «Ясная поляна» хрен бы получил, не говоря уже о Патриаршей или Президентской.
И вдруг мне пришла в голову мысль: «А не учредить ли нам премию «Лучший литературный негр года»?... Имени Дюма-отца…
Мельпомена поверженная
Год Театра - позади, и я вот иногда думаю, каким останется он в истории нашей культуры? Чем запомнится? Открытием в Ярославле? Я там присутствовал: странное зрелище. Закрытием? Оно оказалось еще хуже…
Кривой эфир
Герой одной моей пьесы утверждает, что телевизор – это окно в коллективное бессовестное. Точка зрения автора не всегда совпадает с мнением персонажа, однако…
В начале ноября меня настойчиво позвали в «Прямой эфир» Андрея Малахова. Когда-то, без малого двадцать лет назад, я ненароком оказался на его дебютной передаче «Большая стирка» на Первом канале, вышел оттуда с острым антигигиеническим самоощущением и зарекся впредь ходить на такие шоу. Однако упорно звонивший мне редактор по имени Антон взывал к моей совести, ведь тема касалась Татьяны Васильевны Дорониной. В студии собирались поговорить о том, что же на самом деле произошло в МХАТе имени Горького год назад, когда ее после 30 лет успешной работы «попросили» с должности художественного руководителя, десантировав туда театрального деятеля Эдуарда Боякова и литературного гвардейца Захара Прилепина...